Жизнь под воздействием стереотипов — скучно, банально, однообразно. Напоминает самообман. Нам лень думать. Гораздо проще рассуждать стандартно, по кем-то когда-то придуманным шаблонам. Результат плачевен: мы попадаем в сети ограниченного мышления, а значит, не используем свои возможности…

Где же место нашей индивидуальности и как не стать безвольной марионеткой стереотипов? Попробуем вырваться из банальных рамок и штампов!

Не знаю как в Италии с поэтами сейчас, но с писателями у них все в порядке. Например, Умберто Эко. Иногда этот волшебник спускается со своей семиотической башни и рассказывает нам, чем наполнена наша куль тура, а вместе с ней и жизнь каждого из нас. В блестящей двухтомной работе «История красоты. История уродства» Эко, начиная с античности, методично исследует метаморфозы художественных образов литературы и визуального искусства. Наблюдая на страницах книги, как эстетические вкусы наших предков возникали, преображались и наслаивались друг на друга, задумываешься и о своих собственных представлениях о прекрасном. Тех самых, которые мы впитывали сначала вместе с молоком, затем вместе с кофе с молоком, потом просто с кофе.

После эстетических можно приглядеться и к другим нашим пристрастиям — политическим, бытовым, психологическим. То бишь к поведенческим стереотипам. Почему мы разделяем идеалы и вкусы своего поколения, своей страны, а предпочтения наших бабушек или, скажем, сомалийских пиратов редко находят у нас понимание? И действуем мы как дети своего века. Бывают, конечно, и исключения. Классический пример — Дон Кихот. В эпоху первоначального накопления капитала поступал так, как было принято в куртуазном рыцарском мире. Где же здесь место нашей индивидуальности и как не стать безвольной марионеткой стереотипов?

И кстати часто существуют стереотипы насчет секса, кто то считает что 15 минут в неделю это предел, а кто то считает что и часа в день мало, о том сколько нужно секса организму читайте на сайте reason59.ru

НЕ БЫТЬ ТРАМВАЕМ

Популярный эзотерический писатель Ли Кэрролл, убедивший полмира в существовании детей-индиго, в одной из своих лекций сказал, что если бы гусеницы умели думать и принимать самостоятельные решения, то количество бабочек значительно бы сократилось.

В самом деле, представьте, что вам нужно доказать такой гусенице, что если свернуться в кокон на несколько недель, то можно стать красивой и научиться летать. Для этого, правда, нужно отказаться от привычного образа жизни -12-часового поедания листвы (в аналогии с людьми это что-то вроде родной работы и любимого сериала). Для респектабельной гусеницы звучит не очень реалистично. Мы знаем, что перспектива стать бабочкой — дело вполне реальное, однако с точки зрения опирающейся на стереотипы и накопленный гусеничный опыт она опасна, туманна и даже абсурдна.

К сожалению, мы, люди, очень похожи на гусениц. Или даже на трамваи — встав на знакомые рельсы, мы практически никогда их не покидаем, даже если нам это не приносит ничего хорошего. Едешь, едешь, пейзаж за окном надоел до невозможности, а маршрут все равно не меняешь. Стереотипы — извечные и невидимые наши спутники, перманентные, как тараканы московских коммуналок. Есть среди них тараканы меленькие, повседневные, например: «Английская кухня ужасна» или «С женой по магазинам — потеря выходного». А есть тараканища посерьезней, они претендуют на должности топ-менеджеров нашей жизни. Мы можем думать: «Я должен добиться успеха с первой попытки!», «Нельзя ошибаться!» или поконкретней: «Мне никак невозможно переехать в Перспективск».

И знаменитое: «В этой стране ничего не изменится!» У каждого тараканий ансамбль играет разные мелодии, но музыка звучит из каждого окна…

Каждым принятым «на автомате» стандартным решением мы подкармливаем этот ансамбль и все слабее держим рулевое колесо нашей жизни, отдавая себя во власть инерции.

«ВСЮДУ БЫЛА СВОЯ ПРЕЛЕСТЬ»

Миллион установок, представлений и штампов, с которыми мы родились, которые нам подарили в детском саду, одолжили в школе, навязали с теле- и киноэкранов, — этот легион обкрадывает нас, обесцвечивает разворачивающиеся перед нами картины, заставляет терять, или, того хуже, не замечать возникающие возможности. Ежедневно мы окутываем наше видение мира как будто душной упаковочной пленкой. Психологические установки, любимые психологами комплексы и паттерны, житейские привычки, вкусы покрывают слой за слоем чистое видение мира, которое, кажется, было у нас в детстве. Помните? Каждый день был под завязку набит яркими переживаниями. Бунинский Арсеньев вспоминал: «Всюду была своя прелесть!» Дети умеют общаться с миром естественно и напрямую, даже не очень хорошо представляя, как этот мир устроен.

Грустный парадокс. Пытаясь скорее вырасти, понять что к чему и стать хозяевами своей жизни, мы теряем свежесть детской непосредственности, свободу восприятия, часто путая ее с инфантильностью.

А ведь именно эта свежесть, способность не опираться всегда и во всем на стереотипы, свои и коллективные, — драгоценная часть нашей личности. Та часть интерфейса, которая отвечает за творческое строительство собственной судьбы. Она дарит возможность понимать искусство, дарить радость близким, принимать нестандартные решения. Я думаю, что фантастическая популярность фильма о Форресте Гампе объясняется именно тем, что нам не хватает незашоренности взгляда креветочного короля: «Мама говорила, что чудеса случаются каждый день, не все с этим согласны, но это так».

Я думаю, что у каждого есть способность встряхнуться, сделать шаг в сторону от привычных рельс, шаблонов, которые появляются постоянно и по любому поводу как назойливые окна интернет-рекламы. И у каждого бывают моменты таких инсайтов. После мозгового штурма в офисе, вылазки на природу, поездки в незнакомый город, после бессонной ночи вдохновение приходит вдруг.

Психологи, как им и положено, разработали обширный инструментарий по вытаскиванию людей из привычных схем. Есть интересные подходы к преодолению психологической инерции — взрывной, тактика маленьких шагов, приемы инверсии. Меня заинтриговал метод осознанной внимательности. Его суть проста — достаточно быть чутким к тому, что руководит нами в каждый момент. Проявляя больше внимательности к себе, можно избавиться от всевозможных надоевших привычек и нелепых стереотипов, к которым мы так привыкли, что совершенно их не замечаем.

К этим техникам я бы добавил творчество. Творчество не как живопись или игра на трубе, а как способ делать дело. Настоящее творчество — это увлеченный поиск и бескомпромиссное движение к новому опыту, новым формам, новым качествам. К чему бы вы не применили этот подход, это занятие будет освобождать вас от холодной тени прошлого, от пыльной мудрости стереотипного мышления. По настоящему творческие люди те, кто свободен от потребности безостановочно опираться на устоявшиеся стандарты. Наступила весна, и это прекрасное время, для того чтобы привнести немного творчества в свою жизнь. Хотя бы в мелочах, например заказывая себе обед. Кстати, вы замечали, что почти никто, перешагнув порог пяти-десяти лет, не просит принести себе два (три, четыре…) десерта? Уверен, заказывать один десерт — это ужасный стереотип!

В пьесе Григория Горина «Самый правдивый» Мюнхгаузен на вопрос «Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?» отвечает: «Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать». Барон разбирался в стереотипах.

В основе стереотипа — упрощение. Вместо изучения проблемы во всей ее многогранности — это может быть так, а может быть иначе — вы имеете одно общее утверждение; вот что это такое. Чинуа Ачебе